Этот сайт посвящен древнейшему природному процессу - рождению нового человека. Умение рожать изначально заложено в каждой женщине, и мы глубоко уверены, что этот процесс по силам любой семье. И рады поделиться информацией и опытом тысяч семей, родивших сольно.


Этот сайт создан для поддержки, свободного общения и обмена опытом сольнорожающих, тех, кто сознательно решил встретить своего ребенка самостоятельно. Это не частные консультации специалистов, не медицинские рекомендации, не руководство по самостоятельным родам. Это личный родительский опыт, взаимопомощь, наши переживания, трудности и радости.

Сайт посвящен специфической тематике рождения детей и отдельные его материалы могут быть неприемлемы для детей. Переходя на сайт, вы подтверждаете, что вам уже есть 16 лет.

Disclaimer:
На сайте не дается никаких медицинских, врачебных и прочих профессиональных рекомендаций специалистов, здесь делятся своим опытом и высказывают свое мнение частные лица, независимо от их образования. Любые советы, высказанные здесь, являются лишь информацией для размышления, а не руководством к действию.

Заходя на сайт "Сольные роды", вы принимаете на себя полную ответственность за любые последствия применения вами на практике и в жизни любых советов и сведений, прочитанных на сайте. Сайт не заменяет медицинских консультаций, обращений к врачу и лечения у специалиста в случае их необходимости. Решение о такой необходимости принимается также вами.

События

***

 

Архив событий.

Баннер
Баннер
Автор: Дарья Стрельцова   

 

Краткий экскурс в историю сольных родов.

Сольные роды по сути своей - это и есть изначальные первобытные роды.

С какой точки зрения бы мы на них не смотрели, какой теории происхождения человека ни придерживались, в начале времен - женщина рожала одна.

Если придерживаться дарвиновской теории происхождения видов, то самки приматов рожали в уединении, самостоятельно, даже без помощи опытных самок. Первобытная женщина продолжала рожать подобно им в одиночку еще долгие десятки и сотни тысяч лет, пока человеческое общество не развилось настолько, чтобы привнести в этот процесс свои уже непосредственно человеческие навыки.

С библейской же точки зрения, когда Адам и Ева были изгнаны из рая и было сказано им: "в болезни будешь рождать детей" и "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:16,19), помогать Еве в родах кроме мужа было просто некому. Да и последующим женам праотцов тоже вряд ли кто-то помогал: сами рожали, вскармливали и растили детей своих в трудах и заботах.

Так что, как ни посмотри, а сольные роды - начало начал человеческих родов в прямом и переносном смысле.

Постепенно развиваясь, человеческое общество привнесло в роды свои представления о мире, о жизни и смерти, о взаимодействии мира духов и людей, энергий, тел, чакр, души и тела - в зависимости от тех или иных верований. Наряду с этим, в первобытных и более поздних человеческих сообществах (родах, общинах, поселениях) появлялись опытные многорожавшие женщины, к которым обращались за помощью молодые матери. Помощь эта заключалась больше в моральной поддержке, словах утешения и подбадривания, нежели в физических воздействиях на роженицу, и в помощи чисто практической - поддержать в определенном положении, подхватить ребенка, помочь встать - то, что мы сегодня называем помощью доулы или помощницы в родах. Это несколько напоминает помощь взрослых самок молодым у некоторых видов млекопитающих, что мы можем наблюдать и сегодня в природе. img_2016

Особую роль, конечно, играло мистическое представление о переходе ребенка из мира мертвых в мир живых, и особенно ценилось умение повитух взаимодействовать с родовыми энергиями, направлять их благоприятным образом для роженицы. Эти знания накапливались в течение многих поколений и передавались по женской линии от наставницы к ученице.

С течением времени человеческий фактор - обычаи, обряды, верования - все больше влиял на роды. Поскольку на сам родовой процесс повлиять было сложно, то в основном это касалось раннего послеродового периода. Во многих странах было распространено мнение, что молозиво опасно для ребенка, что мать после родов нечиста, где-то ее держали в полном уединении, где-то уносили ребенка к бабушке или кормилице, пока не придет "настоящее" молоко или мать не очистится и т.д. Но сами роды очень долгое время оставались "нетронутыми", женщина рожала сама, иногда в присутствие повитух, иногда в одиночестве, а повитухи приглашались позже.

Вмешиваться в роды считали возможным, только если роженица умирала или была при смерти, так по легенде родился на свет Цезарь, после чего почти во все языки мира вошло название операции - кесарево сечение.

Потом вмешательство в роды стало более действенным, роженицу отводили в специально отведенное место для родов, пытались придать определенную позу, ее пугали, если роды не шли, окунали в воду, давали пить травы, но эти воздействия были ограничены малым влиянием человека на природный процесс. Постепенно повитушество перерастало в акушерство в том смысле, в котором мы его понимаем: появлялись некие практические умения, акушерские навыки, их становилось все больше, применение разнообразнее. Но все же акушерки-повитухи (слово акушер - относительно недавнего происхождения и вначале относилось к мужчине), как многоопытные мудрые женщины, вобравшие в себя опыт поколений, не управляли родами, а следовали их естественному течению.

Постепенно, с развитием медицины и науки в целом, вмешательства в роды стали все более настойчивы, разнообразны, возможности расширялись, а желание улучшить природу у человека никогда не пропадало. Обретая новую возможность повлиять на человеческий организм и процессы, происходящие в нем, человек пытался активно применить это на практике, не всегда с положительным результатом, историю таких проб и ошибок можно прочесть в начале любого медицинского учебника.

В настоящее время мы имеем то, что имеем. В современных цивилизованных странах естественный физиологический процесс считается чем-то опасным и страшным, возможности повлиять на беременность и роды почти безграничны (вплоть до операций на нерожденном ребенке), даже зачатие взято под контроль и т.п. Медицина сохраняет жизни детей, которые раньше бы умерли сразу после рождения, и убивает (абортирует) тех, кто по их предположениям должен родиться с отклонениями умственными или физическими. По сути, человек ставит себя на место Бога, распоряжаясь жизнью и смертью. Опьяненные возможностями науки, мы идем, все дальше отклоняясь от того естественного процесса, который изначально заложен в каждом женском организме. Желая улучшить природу, мы пытаемся управлять ее процессами, создаем для них искусственные стандарты и подгоняем под них физиологию. Мне недавно встретилось мнение акушера-гинеколога, которая говорила о том, что когда она училась, для первых родов считалось нормальным рожать и сутки, и двое, а разве сейчас можно о таком подумать! Вопрос: что изменилось в женском организме за эти три-четыре десятилетия? Это мгновение по сравнению с историей человечества! Но медики уверенно идут вперед в ускорении родов, что вызывает необходимость все нового медикаментозного вмешательства, т.к. организм не готов к такой гонке.

Увлечение научным подходом в какой-то момент настолько вытеснило естественное отношение к родам, что вызвало ответную реакцию части женщин, тех, кто не хотел быть пациентом и ведомым в процессе рождения собственного ребенка. Так произошло во многих странах с развитым медицинским акушерством, независимо друг от друга.

Приблизительно в 60-80-х годах 20-го века снова появились домашние акушерки и доулы - женщины, успешно родившие сами, начавшие помогать другим рожать в домашних условиях, без навязанного медикаментозного вмешательства.

 

В нашей стране возврат к домашним родам был более контрастным, т.к. в СССР вся система родовспоможения была чрезвычайно закрытой и служила для воспитания советского человека как части общества непосредственно с рождения, хотя еще в 50-е годы 20-го века роды на дому сохранялись в сельской местности и малых городах.

Домашние роды в конце 70-х - начале 80-х годов стали не только способом рождения, но и выходом из-под влияния жесткой системы подчинения и изоляции. Это был некий не всегда осознанный протест против насилия над личностью, желание родить в человеческих условиях, без подавления и унижения, прожить роды как истинно семейное событие, родить так, как рожается, а не как положено регламентом роддома.

Пионером в домашних водных родах в нашей стране был И.Б. Чарковский. Позже, те женщины, которые родили с его помощью или самостоятельно (инструкторы), стали готовить семейные пары (в основном это были именно пары) к домашним родам на основе собственного опыта и, если была такая возможность, приезжали к ним на роды, но это было совершенно необязательным условием подготовки. Занятия (курсы) велись таким образом, чтобы дать знания о родах, независимо от того, как, где и с кем будет рожать женщина.

Духовных акушерок (термин «духовная акушерка» был создан в противовес полной бездуховности советских роддомов и не нес негативного уничижительного оттенка как сейчас) было мало, а желающих родить дома много, ко всем приехать просто физически не могли, да и настрой на самостоятельные роды был соответствующим. Роды без акушерки в конце 80-х - начале 90-х гг. были в порядке вещей, так рожало около половины всех занимавшихся. Примечательно, что ни одного случая осложнения, требующего неотложного медицинского вмешательства, в этих группах не было, все благополучно родили здоровых детей.

Постепенно инструктора (духовные акушерки) набирались опыта, приобретали дополнительные медицинские знания, их становилось все больше, возросло число курсов, школ, центров подготовки к родам, а количество домашних родов увеличилось ненамного, возможность выбрать близкую по духу акушерку возросла, шансов, что она будет занята на других родах, было немного. Сольные роды стали редкостью, в основном это были случаи, когда роды были быстрыми и акушерка не успевала приехать, или когда пара рожала не в первый раз. Редко когда пара изначально настраивалась на соло и заявляла об этом, домашние роды сами по себе уже были вызовом системе и общественному мнению, чтобы шокировать людей еще и полным отказом от помощи в родах, если такое и было, то об этом особо не распространялись.

 

Со временем домашние роды в большинстве стран перестали быть чем-то особенным, стали частью официальной системы родовспоможения. В нашей стране этого еще не произошло, но возможно дело близится к подобному варианту акушерской системы и у нас. По крайней мере, о домашних родах говорят во всеуслышание, на всех уровнях, даже в министерстве (хоть и не в положительном ключе), а это значит, что домашние роды стали явлением, от которого уже не отмахнешься, и определенный процент женщин все равно будет рожать дома, согласны с этим медики или нет.

Сольные роды вроде бы ушли в прошлое, рожающих таким образом остались единицы. (Понятно, что речь не идет о случайных сольных рождениях, которые были и будут всегда, когда природа оказывается мудрее наших предрассудков, и мама благополучно рожает, не успев доехать до роддома.) Но в последнее десятилетие, как ни странно, при всем разнообразие школ, курсов, центров подготовки к родам, большом количестве акушерок, вдруг снова стали рожать самостоятельно, и так же "втихую", не рассказывая об этом посторонним, т.к. на таких родителей смотрели как на полных маргиналов: мало того, что дома, да еще без акушерки! Подобное отношение у нас было в 90-х ко всем доморожающим.

Что-то во всем многообразии выбора все же не устраивало тех, кто хотел полной самостоятельности в родах, истинной интимности процесса. Но если раньше найти и пообщаться друг с другом рожающим самостоятельно было сложно (даже в крупном городе их было мало), то с появлением виртуального пространства и развитием интернета такое общение стало реальностью.

На Западе сообщество сольнорожающих появилось гораздо раньше, оттуда пришел термин «самостоятельные роды» или «роды без помощников» ("unassisted birth"), которому мы совместно с нашей соотечественницей, живущей зарубежом, дали свое толкование и название — "сольные роды", термин, уже вполне адаптировавшийся в русском языке: сольнорожающие, сольницы, сольники, роды соло и т.п. У нас в стране такое сообщество появилось немногим более двух лет назад, и я имею честь быть его основательницей. Оказалось, что соло-роды востребованы, ими интересуются, и не только из-за отсутствия акушерок (например, в небольших городах, поселках), но и в силу иного подхода к родам и к жизни в целом. О причинах современных сольных родов, о их видах мы поговорим в следующей статье.

Созданное интернет-сообщество объединило русскоговорящих людей разных стран во всех частях света, оказалось, что нам есть чем поделиться друг с другом, рассказать свои истории, задать вопросы, поддержать в сложных ситуациях, придать уверенность в собственных силах.

В целом, надо признать то, что сольные роды по-прежнему являются частью нашей жизни, несмотря на издержки цивилизации и массовую обработку сознания (в развивающихся, "нецивилизованных" странах или сохраняющихся племенах Амазонии, например, такие роды никого не удивляют), они снова возвращаются, но уже на новом уровне осознания, через призму пройденного наукой и практикой пути.

На удивление тех, кто считает роды медицинской процедурой, сольные роды не только не опаснее роддомовских, но и более благополучны. Статистика по ним собирается и обрабатывается и будет представлена в будущем.

Конечно, они не станут широко распространенными, так же, как домашние роды не стали доминирующими в тех странах, где они официально разрешены. Но говорить о них и признать одним из нормальных вариантов естественных родов - уже пора.

 

В качестве иллюстрации использована картина Елены Филипчук (с).

Вернуться в раздел

 
.... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... .... ....